Ас Курской битвы

Ас Курской битвы

Летчик Александр Горовец сделал то, что теоретически считается невыполнимым
Ла-5.
© wikipedia.org
Летчик Александр Горовец сделал то, что теоретически считается невыполнимым
' + '' + ' ' + ''+ ' Ла-5.
24 августа 2023, 09:39
Реклама

Курская битва, 80-летие победного завершения которой мы отмечаем, у многих ассоциируется с масштабными танковыми сражениями. Однако в этой грандиозной победной битве, которая во многом предопределила перелом в ходе всей войны, большую роль сыграла и авиация. При этом один из советских асов совершил подвиг, уникальный для наших ВВС: в воздушном бою, длившемся считаные минуты, он сумел сбить 9 вражеских самолетов.

Имя этого человека — Александр Горовец. Летчик истребительной авиации.

6 июля 1943 года, на второй  день после начала сражений  на Курской дуге, он, возвращаясь  с очередного задания, в одиночку принял бой с большой группой бомбардировщиков люфтваффе и сумел «завалить» девять «юнкерсов». Остальные, так и не выполнив поставленную перед ними задачу, вынуждены были ретироваться.

За все годы Великой Отечественной уничтожить такое количество неприятельских крылатых машин в одной воздушной схватке не удалось, кроме Горовца, больше никому из советских асов. Но благополучного завершения у такой уникальной воздушной эпопеи не получилось. По пути на свой аэродром самолет Горовца был подбит неприятельскими истребителями и рухнул на землю, сам летчик при этом погиб. Спустя полтора месяца появился указ о присвоении Горовцу звания Герой Советского Союза.

Биография у Александра — самая, если так можно выразиться, типовая для того предвоенного времени, когда в Стране Советов люди жили с ощущением предстоящей неминуемой схватки с врагами их родины.

Крестьянский сын, родившийся в 1915 году на Витебщине, вскоре после окончания семи классов сельской школы переехал в областной центр и поступил слесарем на одно из предприятий. В свободное от работы время Александр Горовец вместе с еще несколькими молодыми рабочими занимался в витебском аэроклубе ОСОАВИХима (Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Там парень освоил навыки пилотирования и впервые поднялся в воздух на учебной «этажерке» «У-2».

Старший лейтенант Герой Советского Союза Александр Константинович Горовец.
© wikipedia.org
Старший лейтенант Герой Советского Союза Александр Константинович Горовец.

Год спустя, в 1932-м, подоспело время идти в армию. С учетом уже имеющихся у призывника знаний и практических навыков его решили и дальше пустить по авиационному профилю. Горовец получил направление на учебу в Ульяновскую военную авиационную школу пилотов. Окончил ее успешно в 1935 году и был назначен летчиком-инструктором в аэроклуб города Шахты в Ростовской области. Позднее Александру довелось пройти еще один цикл повышения летного мастерства — на курсах командиров звеньев. В последние предвоенные годы он служил в должности начальника летной части Шахтинского аэроклуба.

25 июня 1941-го, на третий  день после нападения гитлеровцев на Советский Союз, Александра Константиновича Горовца вновь призвали в ряды армии. Впрочем, на протяжении нескольких первых месяцев ему не довелось принимать участия в боевых действиях: служил командиром звена в 20-й авиационной школе военных летчиков. Однако такое положение вещей не устраивало молодого лейтенанта, он хотел сражаться с фашистами. Подал несколько рапортов начальству с просьбой отправить его в воюющие подразделения ВВС. Такая настойчивость дала результат: летом 1942 года Александр Горовец прибыл на фронт. Ему выпало служить в 166-м истребительном авиационном полку 217-й истребительной авиационной дивизии, входившей в состав 4-й воздушной армии.

Лейтенанту дали истребитель «ЛаГГ-3». Сражался на нем военлет вполне успешно. Подтверждением тому — орден Красного Знамени, которым Горовца наградили в начале 1943-го. В представлении отмечены высокие профессиональные качества пилота и его боевые успехи.

«Тов. Горовец Александр Константинович участвует в Отечественной войне с 1.12.42 г. Имеет 34 боевых вылета. Из них: на штурмовку с бомбометанием войск противника совершил 17 боевых вылетов… Штурмовки исключительно эффективные. Им уничтожено: 36 автомашин противника с войсками и грузами, 22 повозки с боеприпасами и др. грузами, вывел из строя 1 паровоз противника. Уничтожил до 2 взводов пехоты противника.

...Осмотрительность в воздухе отличная. Очень внимателен в полетах. Водил группы самолетов на обнаруженную цель и всегда точно выводил их на цель. Сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков в своем звене отработал отлично... В воздушных боях показал себя храбрым, мужественным, стойким бойцом. Оказывает товарищескую взаимовыручку в бою. Непрерывно учится тактике ведения боя...

За храбрость и отвагу, проявленные в боях с германским фашизмом, тов. Горовец достоин правительственной награды ордена Красного Знамени. Командир 166 иап майор Римша. 5 февраля 1943 г.»

Три месяца спустя 166-й иап, в котором служил Александр Горовец, приказом НКО СССР за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм получил звание гвардейского и новое обозначение — 88-й гвардейский истребительный авиационный полк.

Произошли изменения и в служебном положении А.К.Горовца. Он получил звание старшего лейтенанта и был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. Командование полка решило еще дополнительно поощрить одного из лучших своих летчиков. Александру взамен прежнего, потрепанного в боях «ЛаГГ-3» передали новенький «Ла-5» из числа только что присланных истребителей.

Крылатая машина, которой присвоили бортовой номер «73», была еще и «именной»: на фюзеляже с одной стороны красовалась надпись «Эскадрилья «Валерий Чкалов», а на другой — «От колхозников и колхозниц Горьковской области» (средства на постройку целой эскадрильи самолетов, названной в честь знаменитого советского аса, были собраны крестьянами по подписке).

Александр Горовец успел за последующие несколько месяцев значительно пополнить список своих побед. На его боевом счету числилось уже 8 неприятельских самолетов: два он сбил лично и 6 — в группе.

Летом 1943-го 8-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, куда входил 88-й иап, принимала участие в боях на Курской дуге, действуя в составе 2-й воздушной армии на Воронежском фронте.

События, о которых дальше пойдет речь, произошли буквально на второй день Курской битвы — 6 июля.

Именно тогда Александр Горовец поднялся на своем «Лавочкине» в воздух, чтобы выполнить очередное боевое задание. Данный вылет оказался для офицера-летчика последним. И совершенно уникальным по своим результатам.

Во второй половине дня с полевого аэродрома в 40 километрах западнее города Обоянь, на котором базировались истребители 88-го иап, взлетели 10 самолетов — эскадрилья капитана В.И.Мишустина. Группе советских истребителей была поставлена задача прикрывать от воздушных атак противника части Красной Армии, сдерживающие натиск немецких войск, продавливающих нашу оборону на Обоянском направлении. Предстояло вести воздушное патрулирование в районе населенных пунктов Владимировка, Ольховатка, Зоринские Дворы…

Истребители-гвардейцы отработали задание и в назначенное время развернули свои самолеты на обратный курс — к аэродрому. При этом строй эскадрильи замыкали старший лейтенант А.Горовец и его ведомый лейтенант В.Рекунов. Вдруг из облаков над нашими хвостовыми «Лавочкиными» выскочила пара «мессершмиттов». Рекунов, желая прикрыть ведущего, сразу развернул свой истребитель и завязал бой с немецкими летчиками. Горовец хотел помочь ему, но, совершая маневр, увидел в стороне большую группу вражеских пикировщиков «Юнкерс-87», которые двигались в сторону позиций советских танковых подразделений.

Нескольких летящих бомбардировщиков «Юнкерс» Ю-87.
© wikipedia.org
Нескольких летящих бомбардировщиков «Юнкерс» Ю-87.

Опасного врага нужно обязательно перехватить! Александр попытался по радиосвязи связаться с командиром эскадрильи — предупредить его о вражеских самолетах. Но рация не работала, видимо, получила повреждение. В итоге позвать своих товарищей на помощь и ударить по «юнкерсам» всей группой не получилось. Горовец мог теперь рассчитывать лишь на самого себя.

Разные источники называют различное количество бомбардировщиков люфтваффе в этой группе — от 20 до 50. Но, даже если их было «всего лишь» два десятка, соотношение сил катастрофически неравное. И все-таки старший лейтенант не захотел отступить.

В первой же своей атаке он сумел достать «юнкерс», возглавляющий строй немецких самолетов. Потом, развернувшись, обрушил огонь своих скорострельных 20-миллиметровых пушек на следующий бомбардировщик. Вслед за ним задымил подбитым мотором еще один… Это была работа, словно на учебных стрельбах, — идеальная работа истребителя.

Практически каждая очередь, выпущенная по врагу Горовцом, попадала в цель. Правда, для этого летчику приходилось, невзирая на открытый неприятелем встречный огонь, подходить к очередному «юнкерсу» буквально на расстояние пистолетного выстрела.

Немцы были явно ошеломлены таким напором одинокого советского истребителя. Пикировщики, пытаясь увернуться, смешали строй, потом один за другим стали поворачивать на обратный курс… А Горовец все продолжал атаковать. Один за другим он сбил восемь вражеских самолетов. Погнался за девятым, поймал этот «Ю-87» в перекрестье прицела, нажал на гашетку… Но скорострельные пушки на сей раз промолчали: боеприпасы для них иссякли. Вот тогда Александр, не желая упустить добычу, решился на таран. Лопастью винта своего «Лавочкина» он рубанул по хвостовому оперению «юнкерса».

Вражеский бомбардировщик, потеряв управление, рухнул на землю, а Горовец все-таки сумел удержать поврежденный истребитель в воздухе. Остальные немецкие самолеты к тому времени уже позорно улепетывали. Теперь Александру оставалось лишь дотянуть до своего аэродрома. Увы, не получилось. Наш одинокий «Ла-5» — безоружный уже, с покореженным при таране винтом, — перехватили четыре немецких истребителя. «Лавочкин» был подбит, летчик выпрыгнуть из кабины с парашютом не успел. Советский «Ястребок» в крутом пике рухнул на поле неподалеку от хутора Зоринские Дворы, глубоко зарывшись в землю.

«Мы не знали такого. Простой расчет показал, что для этого нужно произвести не менее девяти длинных очередей, и столько же раз исключительно точно прицелиться. На все потребуется по меньшей мере 10–15 минут. А противник ведь не на привязи. Однако факт — упрямая вещь. Горовец сделал то, что теоретически считается невыполнимым...» (Участник Курской битвы, дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Арсений Ворожейкин о подвиге Александра Горовца.)

За этим неравным боем советского истребителя с несколькими десятками немецких самолетов следили с земли солдаты и офицеры наших частей, жители расположенных неподалеку деревень… Именно на основании донесений наземных наблюдателей был задокументирован подвиг старшего лейтенанта Александра Горовца. Уже через несколько дней командование его авиационной части оформило представление о присвоении ему посмертно звания «Герой Советского Союза».

«…В этом воздушном бою тов. Горовец проявил исключительное летное мастерство, отвагу и героизм, лично сбил 9 самолетов противника и сам погиб смертью храбрых.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество и геройство, за сбитые в одном воздушном бою 9 самолетов противника – тов. Горовец достоин Высшей Правительственной награды – присвоения посмертно звания «Герой Советского Союза»… Командир 8 гв. истребительной авиационной дивизии гвардии полковник Ларюшкин. 12 июня 1943 г.»

Из наградного листа.

Указ о награждении летчика Золотой Звездой вышел 28 сентября 1943-го. Но место гибели Александра Горовца еще долгое время оставалось неизвестным. Останки героя и его крылатой машины были обнаружены лишь осенью 1957 года. Случилось это благодаря одному из жителей хутора Зоринские Дворы, который, будучи еще совсем ребенком, оказался свидетелем подвига советского истребителя. Годы спустя этот человек — Сергей Сергеев, по собственной инициативе вместе с еще несколькими односельчанами начал раскопки на месте, куда, по его прикидкам и подсказкам старожилов, мог упасть советский «Ястребок» в июле 1943-го.

Могила Александра Константиновича Горовца.
© wikipedia.org
Могила Александра Константиновича Горовца.

Энтузиастам сопутствовала удача. Под слоем земли они обнаружили обломки самолета. На уцелевшей части фюзеляжа можно было даже разобрать бортовой номер — «73» и буквы дарственной надписи «От колхозников и колхозниц…». Из деформированной при ударе о землю кабины извлекли останки летчика. При нем были планшет с картой, партбилет, орден Красного Знамени, гвардейский знак… Все эти находки не оставляли сомнений: найден именно Герой Советского Союза Александр Горовец и его «именной» «Ла-5».

Позднее Александра Константиновича Горовца торжественно, с воинскими почестями похоронили на хуторе Зоринские Дворы в Белгородской области. А неподалеку от места его гибели на 597-м километре автотрассы, связывающей Москву с Симферополем, был установлен памятник отважному летчику, который «совершил невозможное», сбив в самом начале Курской битвы в одном бою 9 вражеских самолетов.

Реклама
Реклама